Надежда Михайловна ПОЛЯКОВА
(1923 – 2007)
Тайны времени не вызнав,
Не уверена вполне:
То ли я прошла по жизни,
То ли жизнь прошлась по мне.
«Столько всего пережито! На десятерых женщин хватит. Иногда думаю: «Господи, за что?!» Я выросла при живых родителях, но завидовала детям, которые росли в детском доме: ходила голодная, босая, раздетая, спать негде… Почему я не стала ни воровкой, ни проституткой? – сама удивляюсь. Как-то, видно, не тянуло к этому…». В одном из своих последних интервью легендарная петербургская поэтесса, участница Великой Отечественной войны Надежда Полякова была предельно откровенна, рассказывая о своей трудной молодости, о фронтовой жизни.
«Победу я встречала в Двинском райкоме комсомола. Все сидели у радиоприемника, ждали сообщения… Вот, сообщили… Ребята выскочили на улицу, начали палить в воздух, кричать от радости. Я тоже выбежала со всеми вместе, а потом испугалась: как бы шальная пуля при таком салюте не задела. Вернулась в помещение, села и заплакала. А как иначе? Мне было некуда возвращаться с войны. У меня не было дома. Меня никто не ждал. У меня не было довоенного платьица, довоенных туфелек. Мне был 21 год – не старая как будто – а чувствовала я себя тысячелетней – столько всего было пережито».
Надежда Полякова родилась в деревне Босутино (Новгородская область). В 1949 году закончила Ленинградский государственный университет. Стихи начала писать еще до войны, но потом была вынужденная пауза: «с 1946 по 1953 год после доклада Жданова, я не писала совсем. Я просто себе запретила писать и рифмовать. В голове что-то кружилось, но я не записывала…». Первый сборник стихов Надежды Поляковой вышел в 1955 году и назывался «Право на счастье». Долгие годы поэтесса работала учительницей в школе. Разрушение СССР Надежда Полякова восприняла как личную трагедию, что отразилось и в ее поэзии. Ее недоброжелатели (сторонники «перемен») дошли до того, что бросали в почтовый ящик Надежды Михайловны письма с угрозами. Но Надежда Полякова продолжала писать стихи – до самых своих последних дней. Стихотворение «Обгоревший посох» вошло в сборник «Звездный песок».
Обгоревший посох
Мне с юных лет знакомо искушенье
На нить строки нанизывать слова.
Вся жизнь моя, как
жертвоприношенье
За высшей силой данные права –
Беседовать то с вьюгой, то с грозою,
Упрямо избегать чужих следов,
Быть странницею, опаленной зноем,
В пустынях многолюдных городов.
Все потерять – друзей и домочадцев,
Но не утратить своего лица.
И обгоревшим посохом стучаться
Не в двери, а в закрытые сердца.