И швец, и жнец, и на дуде игрец

    К сожалению, шекспироведы, вместо того чтобы всерьез заняться современным толкованием шекспировских шедевров, все больше увлекаются поисками новых претендентов на их авторство. Казалось бы, уже всех современников великого барда перебрали, ан нет – нашелся персонаж, достойный во всех отношениях называться Шекспиром, но почему-то обойденный этой честью. Как-то так сложилось, что на него до сих пор внимания не обращали.

    Только что на русском языке вышла книга английских шекспироведов Бренды Джеймс и Уильяма Д. Рубинстайна «Тайное станет явным. Шекспир без маски».

    В ней выдвигается совершенно новая версия – что под именем Шекспира скрывался известный в Англии политик и бизнесмен сэр Генри Невилл. Он получил блестящее образование в Оксфорде, был богат, владел поместьями и чугунолитейным заводом, много лет подряд избирался членом парламента и занимался науками. В конце жизни Невилл даже успел выступить в роли политика и предпринимателя, вдохновившего экспансию Великобритании на Американский континент. А на досуге этот занятой человек, оказывается, писал в свое удовольствие пьесы и стихи под именем Шекспира.

    Любопытная деталь – кроме всего перечисленного, сэр Генри был свояком Френсиса Бэкона и дальним родственником настоящего Шекспира. Таким образом загадка, кто скрывался под именем автора «Гамлета» и «Отелло», стала теперь на одного персонажа сложней.

    Эту версию никто не выдвигал, наверное, потому, что у нее нет прямых доказательств. Шекспироведам по этой причине не приходило до сих пор в голову побеспокоить своими предположениями дух Генри Невилла. Но, с другой стороны, теперь, как ни парадоксально, именно сия кандидатура выглядит самой подходящей.

    О пользе чтения чужих писем

    Такая мысль впервые возникла у Бренды Джеймс, когда она случайно стала читать личные, а потом и дипломатические письма Невилла. Лексика и синтаксис писем неожиданно напомнили ей шекспировский язык и стиль. Дальше было больше. Исследовательница стала сличать биографию Невилла с общепринятой хронологией шекспировских пьес, поэм и сонетов. И тут оказалось, что годы жизни и деятельности Невилла, а еще и вся хронология его поездок по Европе, – он очень много ездил студентом, да и потом на протяжении всей своей жизни тоже – один к одному совпадают с датировками произведений Шекспира. И даже… объясняют, почему, из каких политических или личных побуждений они были написаны.

    Вообще относительно фигуры Шекспира сомнения в его авторстве имеют два очень серьезных момента. Можно на все закрыть глаза – на то, что, как ни странно, он был необразованным человеком, на его бедность, узость взглядов и интересов, на откровенную провинциальность,– и каким-то образом все это постараться объяснить. Что собственно и делают ученые, считающие, что Шекспиром был именно тот человек, чьим именем подписывались великие творения. Но никак не объяснишь две вещи. Во-первых, что их автор блестящее ориентировался в юриспруденции. И второе – это, пожалуй, самый главный аргумент против Шекспира – он никуда не ездил, не владел никакими языками, кроме английского, и не имел склонности к чтению книг. Тогда как все написанное Шекспиром напротив свидетельствует об обширной географии его путешествий по Европе и о хорошем знании книг античных авторов. Причем, как показали исследования, книги эти (их список состоит из нескольких десятков названий) в то время еще не были переведены на английский язык. Значит, автор читал их в оригинале, чего сам Шекспир сделать никак не мог.

    Генри Невилл наоборот слыл человеком очень подкованным в юриспруденции. Как члену парламента ему приходилось разрабатывать законы и курировать различные дела, требовавшие знаний не только местной, но и международной юрисдикции. И, кроме того, по жизни Невиллу надо было не раз самому лично участвовать в заключении торговых сделок. Как-никак он в нашем понимании был бизнесменом.

    Что касается языков и античной литературы, известно, что Невилл свободно читал в оригинале и латинских, и древнегреческих авторов и, что характерно, имел роскошную библиотеку. Больше того, во всех городах, которые фигурируют в произведениях Шекспира, Невилл побывал лично и даже не раз, что подтверждают его письма.

    Зачем сэру Генри чужое имя?

    Остается еще один сакраментальный вопрос – почему Невилл взял имя своего дальнего родича Шекспира, за что ему платил немалые деньги? Впрочем, даже не в этом дело. Теперь хорошо известно, что у членов парламента занятие литературой в те времена не практиковалось и главное – не приветствовалось. Занятия литературой не были делом престижным. Гораздо серьезней другой вопрос – почему Невилл так и не пожелал раскрыть свое авторство?

    Ответ на это авторы книги дают простой. В шекспировском наследии слишком многое было завязано на политике того времени. Иногда даже складывается впечатление, что и сочинялись некоторые из этих трагедий, драм и комедий с политическим прицелом. И если бы стало известно, что все это написал Невилл, ему не сносить головы. Страх разоблачения преследовал его до самой смерти. И еще он знал, что такая же опасность грозит его наследникам. Единственное, чего Невилл тогда не мог знать, что через многие десятилетия его имя как политического и государственного деятеля канет в Лету, тогда как автор написанных им произведений станет самым известным человеком в мировой культуре.