Враг у нас общий — вороватый чиновник

    Когда я вступал в ЗаПЧЕЛ, я выслушал целый ряд мнений об этой партии от своих друзей и знакомых бизнесменов. Мнения разные. И, в основном, критические. Если обобщить, то получится следующее: “Зачем тебе “пчелы”? Они же — левые, они — митинговые, они — с плакатами, они — на демонстрациях. А ты — бизнес–журналист, сам бизнесом занимаешься. Иди лучше к Долгополову или к Америксу. Ну на худой конец — к Юркансу”.

    Как бизнес–журналист, я знал, что это не совсем так, вернее — совсем не так. Я знал, что большинство законодательных инициатив, поддерживающих малый и средний бизнес, исходит от “пчел”. Что именно “пчелы” постоянно отстаивают принципы здоровой конкуренции, принципы невмешательства государства в частный бизнес. Примеров тому — масса. Но убедить своих товарищей–бизнесменов мне было очень трудно. Стойкий имидж нашей партии — социалистическая митинговая направленность. Это — факт.

    И потому я считаю, что создание комитета по экономическим вопросам в думе ЗаПЧЕЛ (членом которого я имею честь быть) — совершенно необходимый и давно назревший шаг. С бизнесом нам нужно работать серьезно. Бизнесмены не составляют большого процента избирателей, их в десятки раз меньше, чем, скажем, жителей денационализированных домов. Но у них есть фирмы, у них есть авторитет среди своих работников, у них, наконец, есть административный ресурс, которым они нередко пользуются в процессе выборов.

    Партия для русского бизнеса

    И раньше по долгу службы, и особенно сейчас, в роли депутата, я постоянно общаюсь с представителями среднего и малого бизнеса. Русского бизнеса. И практически все в один голос мне говорят, что русская партия, отстаивающая их интересы, необходима. Если такая появится, они будут стоять за нее горой. К сожалению, ЗаПЧЕЛ они таковой не считают. Пока не считают.

    Что же им нужно? Если пообещать, что мы снизим налоги, они нам просто не поверят. Ну не может партия ЗаПЧЕЛ завтра снизить налоги. Ей просто сил не хватит. Значит, это обещание — пустая декларация. Ею можно обмануть неграмотный электорат Юры Журавлева. Бизнесменам же надо предлагать только выполнимые вещи. Пусть они даже будут на первый взгляд незначительными.

    Какими? Приведу пример. Недели три назад мне позвонил депутат Сейма Юрий Соколовский и сообщил, что в Сейме рассматривается законопроект о введении полицейского контроля за Интернетом. Для бизнесменов–интернетчиков это повлечет серьезные непредвиденные расходы. От имени моей редакции и партии ЗаПЧЕЛ мы собрали круглый стол из руководителей И–нет фирм, где обсудили этот вопрос. И пусть мы опоздали (закон был уже в третьем чтении) и не успели поднять волну, чтобы его остановить, бизнесмены ушли из редакции нашими сторонниками. Они почувствовали, что только одна партия — ЗаПЧЕЛ озаботилась их проблемами. Всем остальным — по барабану.

    Второй пример — из Рижской думы. Я опубликовал в своей газете список конкурсных муниципальных заказов по ремонту школ на это лето. Тот самый список, который еще не скоро появится в “Латвияс Вестнесис”, но который уже гуляет среди приближенных к думе фирм. Уже два дня в нашей редакции звонит телефон. Общий вопрос: где достали? Секретарь отвечает: у нас теперь свой человек в думе есть от ЗаПЧЕЛ, наш главный редактор. Ответ: вот молодцы “пчелы”!

    Теория малых дел

    Все это — шаги маленькие, но конкретные и выполнимые. Как эти шаги можно делать эффективнее? А очень просто: в деле с Интернетом надо было поднять причастных к этому бизнесу людей полугодом раньше. Дать им информацию о готовящейся напасти, собрать конференцию, организовать, помочь сформулировать свои требования, запустить все возможные механизмы воздействия на Сейм. Глядишь, и заблокировали бы законопроект. Что касается госзаказов, то там еще проще: надо элементарно информировать о них наших русских бизнесменов. Не тогда, когда все уже будет расписано между своими, а заранее. Создать через депутатов в Сейме и думе, так сказать, канал утечки деловой информации. Той информации, которую наш госаппарат цедит по капле. Есть у нас такие возможности? Конечно, есть! Это не стоит ни копейки. И это все — законно.

    Есть еще один блок информации, который может отлично сработать на нашу партию. Кто постоянно голосует за законы, мешающие развиваться латвийскому бизнесу? Как правило те, кто на всех углах кричит о своей дружбе с бизнесменами. А народ должен знать своих героев. Знать поименно. Чтобы не было иллюзий, что Шлесерс и Америкс — сторонники бизнеса. Эта информация, если ее правильно подать, тоже дорогого стоит. Мы должны открывать глаза деловых людей на то, кто действительно является их сторонниками, а кто — врагами.

    Ломать стереотипы

    Есть стереотип, что нельзя одновременно бороться за интересы простых людей и людей бизнеса. То есть либо одно, либо другое. Антагонизм, как сказал в свое время классик марксизма. Однако приведу еще один пример. На комитете городского развития, в работе которого я участвую, обсуждался вопрос о сдаче в аренду куска земли для строительства современного многоэтажного дома. Председатель комитета г–н Крастиньш высказал предложение: взять с застройщиков не деньги, а квартиры. Дескать, пусть в новом доме будет несколько муниципальных квартир для нуждающихся.

    Красивая идея, правда? Отцы города заботятся о бездомных! Теперь рассмотрим вопрос с другой стороны. Бизнесмен–застройщик планирует построить дорогое современное жилье с подземным гаражом, террасами, центральным кондиционером и охраняемым периметром. Стоить это будет не меньше 1000 латов за метр. А в его жилье город собирается вселить пару десятков малоимущих, каждый пятый из которых — выходец из тюрьмы. Это печально, но это — факт. Жилье тут же подешевеет в три раза. Как поступит в этом случае застройщик? Схватит пачку купюр и побежит в думу с криком “Не губите, родимые!”.

    Рассмотрим этот же вопрос с третьей стороны. Зачем бы это нужно отцам города? А известно, зачем. Во–первых, застройщик подкинет им в карман денег за то, чтобы в его дом не селили настоящих бомжей. Впрочем, бомжам такие хоромы, о которых не каждый латвийский бизнесмен может мечтать, и не светили. Красивые квартиры разойдутся по своим людям. Кто–нибудь сомневается в этом?

    Что же в конце концов получат наши бездомные? Известно что — шиш. Что получит бизнесмен–застройщик? Геморрой и еще одну черную дыру для взяток. А ведь вместо одной квартиры в дорогом жилье можно построить три квартиры эконом–класса. Если не играть в игры с “заботой о населении”, а элементарно брать за аренду земли деньгами. Официально, через кассу.

    Я описал первый попавшийся мне конкретный случай, когда интересы бедных и бизнесменов совпадают. А враг у них общий — вороватый чиновник. И таких случаев совпадения интересов подавляющее большинство. Нужно только взглянуть на вопрос с деловой точки зрения.

    Программа партии

    Как нам усовершенствовать экономический блок партийной программы? Я внимательно перечитал его еще раз. Ответственно заявляю: там все в порядке. Ну, может, как редактор я бы его слегка сократил, убрал бы некоторую долю пафоса. Дело в том, что нашему бизнесмену не программы нужны. Ему нужны конкретные действия. Пусть и небольшие, но конкретные. Я в своем выступлении указал только вектор, по которому надо двигаться. И на самом деле партия по нему давно движется. Ей не хватает малого — системы и постоянства усилий. Не надо пытаться охватить широкие массы латвийских бизнесменов сразу, кавалерийской атакой. Бизнесмены строем не ходят.

    По три, по пять, по блокам, по отраслям мы должны им помогать и убеждать, что ЗаПЧЕЛ умеет не только выводить на площадь десятки тысяч. Он умеет решать вопросы бизнеса и решает их. Вот этим–то наш комитет по экономике и собирается заниматься со всем возможным усердием.